Игровые приемы РКМ

Игровые приемы  РКМ – соревнование или игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

Прием «Крестики-нолики»

Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника.

Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток (число клеток в квадрате может быть и большим).

По окончании игры учитель проверяет работы (вслух) и, при необходимости, проводит работу над ошибками, а также демонстрирует правильно заполненную таблицу (проверка работ и выставление оценок по такому алгоритму проходит очень быстро).

Желательно заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть победители).

Прием «Вторая половина»

Перед уроком учитель готовит набор карточек, по количеству учеников в классе. Карточки могут быть двух видов: 1) с вопросами, 2) с ответами.

На каждый вопрос есть правильный ответ. Только его надо найти. В определенный момент урока учитель раздает каждому по одной карточке, а затем по команде учителя все ученики встают из-за парт и начинают искать свои половинки.

Пара учеников первыми нашедшими друг друга садится на первую парту рядом с учительским столом, следующая за ними. После того, как заполнен весь первый ряд начинается заполнение второго ряда и т.д.

Приём “Жокей и лошадь”

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.

Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Прием «Узнай меня»

Этот прием представляет из себя особую форму загадки.

На доске вешается большая фотография или плакат. Плакат закрыт отдельными листочками и детям не виден. Обычно таких листочков обычно 9.

На каждом листочке написан вопрос. Если играющий отвечает на него то он имеет право снять листок и увидеть часть картины. После этого ход передается следующей команде и теперь она может выбрать любой вопрос на который будет отвечать.

Цель игры – определить, что изображено на рисунке.

Приём “Игровая цель”

Приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий. Формирует:

  • учебные умения;
  • умение работать в команде;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Пример 1.  Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, — найдите и исправьте их.
Пример 2.  На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Прием «Мели Емеля»

Этот прием развивает монологическую речь учащихся, учит их не теряться в неожиданной ситуации и одновременно придает уроку шарм психологического тренинга.

Учитель заготавливает несколько карточек с названиями тем о которых ученик, скорее всего, не знает ничего или знает очень мало. Ученик наугад вытаскивает карточку и после двухминутной подготовки должен прочесть для всего класса мини-лекцию о выбранном объекте.

Временной интервал этой лекции ограничен 2 или 3 минутами. Если ученик не смог проговорить все заранее оговоренное время, то считается, что он с заданием не справился.

Физкультминутка «да/нет»

«Отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).

Прием «Летающий мяч»

Учитель приносит на урок небольшой детский мяч. Он объявляет тему сегодняшней игры.

Учитель бросает мяч любому ученику и называет вопрос. Ученик должен поймать мяч и сказать ответ. Причем, он должен это сделать мгновенно. Тот кто не может это сделать выбывает из игры.

Игра «Азбука»

На итоговом уроке командам (рядам) даётся буква алфавита, например, «П». Необходимо за определённое время написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву и тесно связанных с изученным разделом. Каждая группа обосновывает свой список, показывая связь слов с темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Прием «Алфавит за круглым столом»

Выберите тему для обсуждения. На предложенной карте алфавита напишите названия (термины,  авторов книг), которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.

Прием «Отгадай героя»

К доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т. к. ведущий ученик может отвечать на вопросы  только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов — не более 10.

Прием «Турнир»

К доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они составляют рассказ  по изученному материалу. Побеждает (и получает отметку) тот, чьё предложение будет последним.

Прием «Аукцион имён»

Ι вариант — сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме;

ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

Прием «Исторический футбол»

Класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу:

  • два простых (со слов кто, что, когда)
  • один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.).

Работа выполняется индивидуально в тетрадях.

После подготовки вопросов 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му.

Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

 Приём “Как вы думаете?”

Игра осуществляется в следующем порядке:

1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;

2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;

3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.

Ресурсы:
  • https://infourok.ru/igrovie-priemi-uchebnoy-motivacii-903357.html
  • https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/priemy-i-tehniki

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *