Прием “Колесо проблем”. Суть его заключается в том, что учащиеся выявляют проблемы, а затем ранжируют их по степени значимости (если это возможно).
Рекомендации по использованию приема “Колесо проблем”:
- Значительно легче строится работа на уроке, если на этапе вызова учащиеся заполнят колесо проблем, которые, по их мнению, могут быть наиболее важными при изучении данной темы. Особенно на уроках – дискуссиях, семинарах и т.д.
- При работе над проблематикой художественного произведения легче организовать работу с колесом проблем, если учащиеся ознакомлены с изучаемым материалом. Возможен и другой вариант – первоначальное заполнение в начале изучения и постепенное дополнение колеса новым материалом.
- Колесо проблем очень эффективно при организации внеклассной работы, в том числе и при подготовке плана работы классного руководителя.
Приведем вариант организации анализа художественного произведения в соответствии со его структурой^
- Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается отношение писателя к изображаемым явлениям. Общая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе художественного произведения. Для чего это произведение написано.
- Сюжет – это совокупность событий и отношений между действующими лицами произведения, развивающаяся в произведении во времени и пространстве. Проще говоря, это то, о чем написано произведение.
- Композиция – внутренняя организация художественного произведения, построение эпизодов, главных частей, системы событий и образов персонажей.
- Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала развития событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия.
- Завязка – событие, которое обостряет или создает противоречия, приводящие к конфликту.
- Развитие действия – это выявление отношений и противоречий между персонажами, дальнейшее углубление конфликта.
- Кульминация – момент максимального напряжения действия, обострение конфликта до предела. В кульминации лучше всего проявляются цели и характеры героев.
- Развязка – часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению.
- Эпилог – изображение событий через определенный промежуток времени после развязки.
- Заключение – часть, завершающая произведение, сообщающая дополнительные сведения о героях произведения, рисующая пейзаж.
Аналогичный прием “Понятийное колесо”.
Свое название приём получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.