Стратегия РАФТ – это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Описание стратегии РАФТ:
1. Выбор темы, роли, аудитории, формы.
Роли | Аудитория | Форма | Тема |
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему.
[все возможные (как правило, 4-5) социальные группы, задействованные в данной теме] |
Выяснение, кому может предназначаться данный текст
[ группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов] |
Выбор жанра, формы повествования. Жанры должны быть адекватны выбранным социальным ролям и аудитории.
[определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями] |
Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем.
[основные мысли и идеи текста] |
2. Обсуждение в группе, в паре выбранных параметров.
Задача – услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя на празднике последнего звонка, о чем бы он непременно захотел бы рассказать и как.
3. Письмо.
В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам.
4. Правка.
Когда текст записан, а отведенное время закончено, можно помочь друг другу совершенствовать написанное. Автор может работать и самостоятельно, если в тексте содержится что-либо сокровенное.
5. Читка в читательском кресле.
6. Работа в группах.
Ознакомившись с текстами друг друга, необходимо выделить основные суммарные моменты. Это одна из форм мониторинга. Можно обсудить эти суммарные моменты текстов , разницу в изложении одних и тех же фактов. Поговорить о неоднозначности всего происходящего.
7. На этом этапе можно переформировать группы, объединив по жанрам, использованным при написании текста. Предметом разговора в этих группах будет специфика жанра, жанровые особенности и их соблюдение в текстах. Этот этап, безусловно, может отсутствовать.
Стратегия РАФТ формирует ряд умений и навыков учащихся:
- готовность к импровизации;
- свободное взаимодействие ( общение на том языке, на котором думает собеседник);
- анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
- формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.
Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.
Для внимательного учителя это еще и способ вглядеться в своих учеников, так как невозможно сыграть “того, кто ты не есть на самом деле”.
Дополнительно: