Художественные формы письменной рефлексии

Прием “Хайку”

хайку

Хайку (хокку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XVI в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов. Современные хайку, написанные на европейских языках, обычно короче 17 слогов (особенно англоязычные), тогда как русские хайку могут быть даже длиннее.

В классическом хайку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года — для этого в качестве обязательного элемента используется киго — «сезонное слово». Хайку пишут только в настоящем времени: автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного. Традиционное хайку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами (в частности, рифмой).

Искусство написания хайку — это умение в трех строках описать момент. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хайку.

Авторы псевдохайку используют форму 5-7-5, наполняя её далеким от стандартов хайку содержанием.

Прием “Диаманта”

Прием “Диаманта” – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Он полезен для работы с понятиями и способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений.

При использовании приема “Диаманта” на уроках литературы можно использовать следующие шаги:

  • Выбрать понятие, которое хотите проанализировать.
  • Написать это понятие в верхней строке.
  • Выбрать противоположное понятие и написать его в нижней строке.
  • Написать пять строк, которые описывают сходства и различия между этими понятиями.
  • Составить стихотворение из семи строк, используя написанные строки.

Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

  • 1-я строка – существительное, тема диаманты
  • 2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты
  • 3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению
  • 4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных)
  • 5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д.
  • 6-я строка – два прилагательных
  • 7-я строка – существительное, антоним теме.

Прием “Синквейн”

Синквейн – это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк стихотворной формы. При этом написание каждой строки подчинено определенным правилам. Синквейн используют в дидактических целях в школьном образовании, как эффективный метод развития образной речи у детей. Синквейн подходит для любого возраста детей и предмета школьной программы.

Синквейн
Синквейн

Синквейн к рассказу “Каштанка” А.П.Чехова:
Каштанка
Одинокая, потерянная
Ищет, переживает, находит
Дружба и любовь побеждают страх
Собака

Надо учитывать, что зачастую учащимся трудно резюмировать материал именно в стихотворной форме и не всегда получается строго придерживаться всех канонов составления этих форм.

Такие формы полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Они резюмируют информацию, излагают сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать такие формы  можно при изучении любого предмета.

Дополнительно:

  • http://kmspb.narod.ru/posobie/pismo.htm

 

 

Share this article
Shareable URL
Prev Post

Игрофикация или геймификация

Next Post

Взаимообучение: прием “Зигзаг” и мозаика “Джигсоу”

Read next

Стратегия РАФТ

Стратегия РАФТ – это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих это социо-игровое…