Сторителлинг или как создать историю

Сторителлинг дословно переводится как “рассказывание историй” (англ. storytelling). Эта современная форма “сказительства” – коммуникационный, эстрадный и маркетинговый прием, который использует весь потенциал устной речи.

То есть, сторителлинг– это эффективный метод донесения информации до аудитории путем рассказывания смешной, трогательной или поучительной истории с реальными или выдуманными персонажами. Несмотря на то, что это далеко не новый способ, впервые широкой аудитории представил его руководитель корпорации из США Armstrong International – Дэвид Армстронг.

Он использовал сторителлинг для того, чтобы улучшить показатели работы своей компании и быстрее обучить новичков. Результаты были настолько великолепными, что Армстронг решил поделиться ими со всеми, написав книгу Managing by Storying Around, где и показал собственный опыт использования сторителлинга.
Источник: http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/storitelling-metod-donesenija-nuzhnoj-informacii.html
© dnevnyk-uspeha.com

Первая в России школа сторителлинга была создана в Екатеринбурге в 2012 году после первого в стране международного фестиваля сторителлинга. В школе сторителлеры делятся знаниями и опытом и проводят всевозможные мероприятия по продвижению сторителлинга.

Авторами проекта выступили писатель, редактор проекта “Реальный мир”, сценарист, блоггер, главный сторителлер страны Кирилл Гопиус и журналист, педагог, главный редактор журнала “Мир интересов” и директор Первой Российской школы сторителлинга Юлия Ким.

Для создания истории (сторителлинг), в Интернете стоит познакомиться с законами драматургии. Разобраться в этом жанре вам поможет знакомство с концепцией мономифа американского исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла. Корреспондент Теплицы Наталья Баранова изучила, как НКО могут использовать в своей практике структуру мономифа.

Две самые знаменитые работы Кэмпбелла – «Герой с тысячью лицами» и «Маски Бога». В них он утверждал, что любая хорошая история по структуре схожа с другими хорошими историями. Кэмпбелл был уверен, что все давно уже изобретено и любое отклонение от данной структуры заставляет зрителя или читателя недоумевать.

Структура мономифа

Концепцию мономифа еще называют Путь героя (Hero’s Journey). Ее можно встретить во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру. В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает с места на место, преодолевает множество испытаний и после этого возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй следуют этой структуре.

Путь героя состоит из традиционного последовательного изложения событий, но все-таки он подчинен законам драматургии. Здесь так же, как и в любом литературном произведении, есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.

Путь героя в 12 шагах

  1. Статус-кво. История начинается, читатель попадает в привычный для героя мир.
  2. Зов приключений. Герой неожиданно получает известие или вызов.
  3. Поддержка. Мир героя меняется в связи с той вестью, что он узнает. И ему нужна поддержка, ее он находит у более мудрого и старшего человека.
  4. Отправление. Наступает точка невозврата. Герой стоит перед выбором: решиться на приключение или оставить все как есть. Он выбирает первый вариант и покидает свой привычный мир.
  5. Испытания. Прежде чем достигнуть цели, герой вынужден пройти тяжелый путь, испытать свои силы.
  6. Приближение. Герой встречается со своим страхами.
  7. Кризис. Это кульминация и самый сложный момент в жизни героя.
  8. Сокровище. После того как герой преодолел самое болезненное препятствие, он получает награду. Она может быть в виде признания, славы или долгожданного события.
  9. Результат. Герой достигает цели.
  10. Возвращение. После всех приключений герой возвращается в свой привычный мир.
  11. Новая жизнь. События, которые случились с героем, сильно изменили его: научили чему-то новому, открыли новые истины.
  12. Заключение, или развязка. Все сюжетные линии проясняются. И герой снова обретает статус-кво, только уже в новом состоянии.

Скорее, все эти этапы напомнили вам «Короля Льва», «Звездные войны» или поттериану Джоан Роулинг. Все потому, что они следуют одной структуре и похожему сценарию. Структура мономифа добавляет истории убедительности, показывает все риски, переживания героя, а в итоге – новые возможности и знания, которые перед ним открылись. Сила такого сценария даже не в последовательности, а в драматическом эффекте. В процессе мировоззрение героя меняется, и от этого история динамично развивается.

Как написать историю по такому же сценарию

Теперь стоит разобраться, каким образом эту структуру можно переложить на создание историй, рассказанных общественной организацией. Представители НКО каждый день сталкиваются с историями людей, которые попали в трудные жизненные ситуации.

Мимо них пройти нельзя, важно зафиксировать рассказ человека, который обратился за помощью в благотворительный фонд. Умение состоит в том, чтобы увлекательно поделиться этой историей с другими.

 

АМЕРИКАНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ДЖОЗЕФ КЭМПБЕЛЛ РАЗРАБОТАЛ КОНЦЕПЦИЮ МОНОМИФА, КОТОРУЮ ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ HERO’S JOURNEY (ПУТЬ ГЕРОЯ). ОНА СОСТОИТ ИЗ 12 ЭТАПОВ, КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ГЕРОИ ИСТОРИИ. ИЗОБРАЖЕНИЕ С САЙТА WWW.STORYBOARDTHAT.COM

МОНОМИФ: КАК НКО РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ, ЧТОБЫ ЗАХВАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Дополнительно:
Share this article
Shareable URL
Prev Post

Краудсорсинг в образовании или сетеобразование

Next Post

Sutori для создания медиа историй

Read next